1 | Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. |
2 | И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. |
3 | Нас ради человек и нашего ради спасения сшедщего с Небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. |
4 | Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. |
5 | И воскресшаго в третий день по Писанием |
6 | И восшедшего на Небеса, и седяща одесную Отца. |
7 | И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца |
8 | И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. |
9 | Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. |
10 | Исповедую едино Крещение во оставление грехов. |
11 | Чаю воскресения мертвых |
12 | и жизни будущаго века. Аминь. |
1. Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать слово ЕВАНГЕЛИЯ. Исповедовать веру — значит открыто признавать, что мы держимся православной веры, даже среди неверующих. Верую во Единаго Бога Отца нужно понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы, потому что Бог есть един по Существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух — Троица Единосущная и Нераздельная. Бог называется Вседержителем потому, что Он все что ни есть содержит в Своей силе и в Своей воле.Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым — говорят о том, что все сотворено Богом (весь мир видимый и невидимый для наших глаз) и ничто не может быть без Бога.
2. Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть Истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Единородным. Этим обозначается то, что Он один только есть Сын Божий, рожденный из Существа Бога Отца, и потому Он единое Существо с Богом Отцом и, следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых Ангелов и святых людей. Прежде всех век для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было. Иначе говоря, этим указывается на то, что Иисус Христос есть так же Вечный Сын Божий, как Вечен Бог Отец. «Света от Света» подобно тому, как от солнца рождается свет, так и от Бога Отца – Сын. «Бога истинна от Бога истинна» имеют то значение, что Сын Божий называется Богом в таком же истинном смысле, как и Бог Отец.
3. «Бог сошел с Небес», — хотя Он как Бог Вездесущ. Но на земле прежде был Он невидим, а потом явился во плоти; в этом смысле сказано, что Он сошел с Небес. Нас ради человек и нашего ради спасения- всех нас, людей, вообще пришел спасти Христос от греха, проклятия и смерти. Грех перешел от диавола к людям, когда диавол прельстил Еву и Адама и склонил их преступить заповедь Божию. Под словом «воплощение» подразумевается то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и соделался человеком, не переставая быть Богом. Пресвятая Мария действительно всегда пребывала и пребывает Девой — прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя, и поэтому Она называется Приснодевой.
4. был распят, потому, что иудейские старейшины и книжники ненавидели Его за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовали Ему, народ уважал Его за учение и чудеса больше, чем их, и потому они оклеветали Его и осудили на смерть. Понтий Пилат был римским правителем Иудеи. и страдавша и погребенна Христос истинно страдал на кресте и по всем обычаем после смерти был погребен в каменной скале.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием - Как было сказано в пророчествах Христос Воскрес на третий день.
6. И восшедшего на Небеса, и седяща одесную Отца После смерти Господь восходит к своему Отцу даже человеческой плотью и по праву занимает (символично) место одесную т.е. по правую руку от Творца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца Евангелие так говорит о будущем Пришествии Христовом: сей Иисус, вознесыйся от вас на Небо, такожде (таким же образом) приидет, имже образом видесте Его, идуща на Небо (Деян. 1, 11). Это сказали апостолам Ангелы во время Вознесения Господня. Второе пришествие Христово будет не временным, а вечным.
8. Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, то есть Истинным Богом. Животворящим, и это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает всему сотворенному жизнь, и особенно духовную жизнь — людям. Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие (Ин. 3,5). Поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28,19).
9. Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами.Веровать в Церковь — значит, благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям с уверенностью, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от Единого Вечного Главы ее, Господа Иисуса Христа. Соборной, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостольской потому, что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение.
10. В Символе веры упомянуто не обо всех Таинствах, а об одном Крещении, потому что в отношении Крещения было сомнение: не следует ли некоторых людей (например, еретиков) крестить вторично; нужно было решить этот вопрос, что и сделано в Символе веры, через который мы исповедуем едино Крещение. во оставление грехов Таинство крещения смывает все грехи человека в залог его будущей праведной жизни.
11. Воскресение мертвых, которого, согласно Символу веры, мы чаем, или ожидаем, — это действие Всемогущества Божия, через которое все тела умерших людей, соединившись опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Сеется тело душевное, востает тело духовное (1 Кор. 15,44).
Подобает бо (надлежит) тленному сему облещися в нетление и мертвенному (смертному) сему облещися е безсмертие (1 Кор. 15,53).
12. Жизнь Будущего Века — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и всеобщего Суда Христова.