Таинство крещения

 

Беседа с крещаемыми и крестными родителями.

(Храм священномученика Уара первого епископа Липецкого)

 

Прежде чем начать нашу беседу следует упомянуть о ее цели.

      Человек, как существо разумное все свои действия должен осознавать, то есть понимать, что он делает  и зачем.

      Мы здесь с вами собрались, что бы подготовиться к Таинству Крещения (опыт показывает, что большинство не представляют истинной цели крещения и обязанностей которые оно налагает на участников таинства).

      В практике церковных общин в первые века христианства крещение совершалось только после того, как человек проходил «оглашение» - подготовку. Подготовка эта часто занимала продолжительное время – примерно 1 год. Только после того, как община убеждалась, что человек готов ко встрече с Богом, и он серьезно готов жить не как все, а по заповедям Божьим. Только после этого человеку давали возможность стать христианином (членом общества христиан).

      В ходе нашей беседы вопросы будут освещаться лаконично, если будет желание узнать о чем-то подробно, можно задать вопрос.

 

ЦЕЛЬ КРЕЩЕНИЯ: Главная цель Крещения за «порогом» нашего материального мира. Если человек приходит ко Крещению с целью улучшения своих земных условий жизни то он увы заблуждается.

 

В какого Бога мы веруем?

За тысячелетия человеческой истории люди поклонялись (и, увы, поклоняются)  т.н. богам. Происходит это от стремления человеческой природы к общению с Богом, как говорил Тертуллиан: «Каждая душа христианка». Язычество же происходит по причине отсутствия истинных знаний о Боге.

     Христиане поклоняются Единому Истинному Богу, и больше никому и ничему. Он един и проявляется в Трех Ипостасях. Церковь называет их Отец, Сын и Святой Дух.

     Учение Церкви о Боге кратко изложено в одной из самых известных молитв «Символе Веры». Эта молитва читается крестными родителями во время оглашения (часть чинопоследования таинства крещения) ребенка.         И подразумевает, что крестные знают о чем читают, тем самым излагая свою веру в Бога.

     Сегодня мы сталкиваемся с тем, что крестные родители совершенно не понимают «Символа Веры», они должны читать его наизусть, а на деле даже с листа прочитать затрудняются. Это показывает нам, что они видят эту молитву впервые здесь в момент совершения таинства.

 

СИМВОЛ ВЕРЫ:

  1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
  2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
  3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедщего с Небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
  5. И воскресшаго в третий день по Писанием
  6. И восшедшего на Небеса, и седяща одесную Отца.
  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца
  8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.
  9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
  10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
  11. Чаю воскресения мертвых
  12. и жизни будущаго века. Аминь.

Объяснения

  1. Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать слово ЕВАНГЕЛИЯ. Исповедовать веру — значит открыто признавать, что мы держимся православной веры, даже среди неверующих. Верую во Единаго Бога Отца нужно понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы, потому что Бог есть един по Существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух — Троица Единосущная и Нераздельная. Бог называется Вседержителем потому, что Он все что ни есть содержит в Своей силе и в Своей воле. Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым — говорят о том, что все сотворено Богом (весь мир видимый и невидимый для наших глаз)  и ничто не может быть без Бога.
  2. Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть Истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Единородным. Этим обозначается то, что Он один только есть Сын Божий, рожденный из Существа Бога Отца, и потому Он единое Существо с Богом Отцом и, следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых Ангелов и святых людей. Прежде всех век для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было. Иначе говоря, этим указывается на то, что Иисус Христос есть так же Вечный Сын Божий, как Вечен Бог Отец. «Света от Света» подобно тому, как от солнца рождается свет, так и от Бога Отца – Сын. «Бога истинна от Бога истинна» имеют то значение, что Сын Божий называется Богом в таком же истинном смысле, как и Бог Отец.
  3. «Бог сошел с Небес», — хотя Он как Бог Вездесущ. Но на земле прежде был Он невидим, а потом явился во плоти; в этом смысле сказано, что Он сошел с Небес. Нас ради человек и нашего ради спасения- всех нас, людей, вообще пришел спасти Христос от греха, проклятия и смерти. Грех перешел от диавола к людям, когда диавол прельстил Еву и Адама и склонил их преступить заповедь Божию. Под словом «воплощение» подразумевается то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и соделался человеком, не переставая быть Богом. Пресвятая Мария действительно всегда пребывала и пребывает Девой — прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя, и поэтому Она называется Приснодевой.
  4. был распят,  потому, что иудейские старейшины и книжники ненавидели Его за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовали Ему, народ уважал Его за учение и чудеса больше, чем их, и потому они оклеветали Его и осудили на смерть. Понтий Пилат был римским правителем Иудеи. и страдавша и погребенна Христос истинно страдал на кресте и по всем обычаем после смерти был погребен в каменной скале.
  5. И воскресшаго в третий день по Писанием - Как было сказано в пророчествах Христос Воскрес на третий день.
  6. И восшедшего на Небеса, и седяща одесную Отца После смерти Господь восходит к своему Отцу даже человеческой плотью и по праву занимает (символично) место одесную т.е. по правую руку от Творца.
  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца Евангелие так говорит о будущем Пришествии Христовом: сей Иисус, вознесыйся от вас на Небо, такожде (таким же образом) приидет, имже образом видесте Его, идуща на Небо (Деян. 1, 11). Это сказали апостолам Ангелы во время Вознесения Господня. Второе пришествие Христово будет не временным, а вечным.
  8. Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, то есть Истинным Богом. Животворящим, и это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает всему сотворенному жизнь, и особенно духовную жизнь — людям. Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие (Ин. 3,5).  Поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28,19).
  9. Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами. Веровать в Церковь — значит, благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям с уверенностью, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от Единого Вечного Главы ее, Господа Иисуса Христа. Соборной, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостольской потому, что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. 
  10. В Символе веры упомянуто не обо всех Таинствах, а об одном Крещении, потому что в отношении Крещения было сомнение: не следует ли некоторых людей (например, еретиков) крестить вторично; нужно было решить этот вопрос, что и сделано в Символе веры, через который мы исповедуем едино Крещение. во оставление грехов Таинство крещения смывает все грехи человека в залог его будущей праведной жизни.
  11. Воскресение мертвых, которого, согласно Символу веры, мы чаем, или ожидаем, — это действие Всемогущества Божия, через которое все тела умерших людей, соединившись опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Сеется тело душевное, востает тело духовное (1 Кор. 15,44). 

Подобает бо  (надлежит) тленному сему облещися в нетление и мертвенному (смертному) сему облещися е безсмертие (1 Кор. 15,53).

  1. Жизнь Будущего Века — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и всеобщего Суда Христова.

 

Обязанности крестных родителей:

  1. Воспитывать крестников.
  2. Причащать их не реже раза в неделю
  3. Следить за их духовным здоровьем (совесть, нравственность)

Вера и дела (особенно для крестных родителей)

Что значит воспитание крестников. Прежде всего, здесь предполагается обучение крестных детей правильной вере в Бога. Мы часто пытаемся детям  рассказать о чем-то хорошем. Но сами этого не исполняем. Разве мы можем ребенка научить трезвому образу жизни, поучая его, грозя пальцем правой руки, наливая левой пиво себе в бокал, или как может отец говорить сыну: «НЕ КУРИ» при этом гася свою сигарету в пепельнице.

     Прежде всего, мы хотим детей научить верить в Бога! Как же мы это можем сделать. Из вышеприведенных примеров мы делаем заключение: Если мы сами не будем исполнять то, чему учим, мы никогда своих детей не научим этому. То есть мы можем детей научить вере только собственным примером.

     Следует различать веру в Бога от согласия с тем, что Бог есть. Действительно верующим можно назвать только того, кто в повседневной жизни прилагает усилия к тому, что бы жить по заповедям Божьим; т.е. совершает конкретные дела. «Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иакова 2:18-20)

     Основными делами благочестия можно назвать  МОЛИТВА, ПОКАЯНИЕ, ПРИЧАСТИЕ, тем более, что без них невозможно бороться со своими страстями и искушениями. Вот этим то делам в основном и нужно крестным учить своих крестников (особенно своим примером).

        

ЧТО ДЕЛАЮТ КРЕСТНЫЕ РОДИТЕЛИ В ТАИНСТВЕ!?

                Таинство начинается оглашением.

 Задача человека через веру и покаяние соединиться с Богом во святом Крещении (за младенцев веру и покаяние приносят крестные родители)

 Крестные родители в буквальном смысле слова обращаются к Богу с обещанием за младенца: Господи я обязуюсь вырастить этого ребенка верующим христианином. А дальнейшая проблема крестных родителей следить за тем, чтобы ребенок не нарушил этой клятвы.

 

Три  точки опоры христианина в жизни!!!

 

1.      МОЛИТВА: общение, разговор с Богом, нужно заметить, что это не вычитывание текстов наподобие заклинаний, но искреннее, осознанное общение с Богом. Надо понимать, что мы говорим ко Творцу и вместе с тем к Другу, и Он слышит нас, как тех кого Он любит.

К рекомендациям можно отнести необходимость для каждого христианина иметь молитвослов. Но критерий это осознание того, о чем молишься. Молитвослов это сборник опыта молитв тех людей, которые всю свою жизнь посвятили этому – святые Православной Церкви. Вот их опытом мы и пользуемся. Но пользуемся не бездумно, а разумно.     

2.      ПОКАЯНИЕ: Это одно из семи великих Таинств Православной Церкви. Исповедь это уникальная возможность получить прощение за свои грехи уже здесь на земле. В покаянии мы получаем благодать Святого Духа, опаляющую и очищающую нас от наших грехов. Получаем только в том случае, если мы от чистого сердца раскаиваемся в своих согрешениях и обещаем Богу стараться их исправлять. Еще Иоанн Креститель говорил в проповеди своим слушателям: «Сотворите же достойные плоды покаяния...» (От Луки 3:8). Плоды покаяния в данном случае дела, дела которые мы творим вместо своих согрешений. К примеру: обидели мы кого-то, покаявшись в этом, необходимо пойти и попросить прощения у этого человека. Взяли  что-то без разрешения, покаявшись в этом необходимо пойти и вернуть на место, а если израсходовали вещь без остатка, то надо подарок равноценный передать этому человеку. И так далее, каждый совершенный грех мы стараемся заменить этому греху противоположным добрым поступком. 

В этом то и заключатся сущность Таинства Покаяния – глубокая нравственная работа над своими ошибками и исправление их. 

3.      ПРИЧАСТИЕ: Хочу сразу сказать, что в церковной жизни присутствуют разные события и действия, и все они стоят в определенном порядке значимости, так вот самое значительное из них это ТАИНСВО ЕВХАРИСТИИ или ПРИЧАСТИЕ. Некоторые святые отцы говорили, что Таинство Преосуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господа есть Таинство выше чем событие сотворения мира. Причастие это кульминация церковной жизни. Все остальные богослужения есть дорога или приготовление христианина к  этому. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». / Иоан.6:54/  Из этой цитаты мы можем видеть, что регулярное причастие Тела и Крови Спасителя ведет нас к воскресению после смерти.

Более того можно сказать прочитав следующую цитату.  Причасти ведет нас к непосредственному единению с Богом. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».   /Иоан.6:56/

Принимая причастие с искренней верой и покаянием человек соединяется с Богом, освящается Им, получает силы от Него бороться со своими грехами и страстями. Другими словами  если  человек хочет жить по христиански ему необходимо причащаться.

 

ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ – НЕЗНАНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ.

     Прежде всего, следует, отметит, что мы с вами живем в православной стране. Большинство наших сограждан считают себя православными. Но что происходит с нами, когда мы заходим в храм. Мы ведем себя здесь будто мы пришли на экскурсию.  А ведь мы заходим в дом своего Отца – Бога.  В доме своих родителей мы ведем себя уверенно, знаем что, где находится. В храме же мы ведем себя зачастую, как гости впервые перешагнувшие через порог. Вот, что  самое страшное мы  чужие в храмах, а ведь мы  дома у ОТЦА своего.

Одна из главных проблем современного православия – потребительсво.

Мы приходим к Богу не для того чтобы стать лучше, стать ближе к нему, а лишь только за тем, чтобы выпросить что-нибудь у Него.

ЦЕЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ  не в земном счастье, а в счастье в вечной жизни, жизни после смерти.

ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ: каждый христианин помнит  о смерти физического тела, которой не избежать никому. Большой ошибкой является скрывать от детей знание о смерти. Христианская жизнь основана на подготовке души к смерти, к встрече с Богом. Живя в вере и покаянии, человек избегает смерти духовной – он обретает жизнь вечную в Царстве Небесном.

Если для поддержания физической жизни необходимы хлеб и вода, то для поддержания духовной жизни необходимы молитва и Причастие. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. /Иоанн 6:53/ Смерть для христианина не черная дыра, а начало новой жизни в Боге, которому мы и стремимся всю физическую жизнь.

Лекцию подготовил:
прот. Андрей Суриков
кандидат богословия.


Назад к списку