Беседа с крещаемыми и крестными родителями.
(Храм священномученика Уара первого епископа Липецкого)
Прежде чем начать нашу беседу следует упомянуть о ее цели.
Человек, как существо разумное все свои действия должен осознавать, то есть понимать, что он делает и зачем.
Мы здесь с вами собрались, что бы подготовиться к Таинству Крещения (опыт показывает, что большинство не представляют истинной цели крещения и обязанностей которые оно налагает на участников таинства).
В практике церковных общин в первые века христианства крещение совершалось только после того, как человек проходил «оглашение» - подготовку. Подготовка эта часто занимала продолжительное время – примерно 1 год. Только после того, как община убеждалась, что человек готов ко встрече с Богом, и он серьезно готов жить не как все, а по заповедям Божьим. Только после этого человеку давали возможность стать христианином (членом общества христиан).
В ходе нашей беседы вопросы будут освещаться лаконично, если будет желание узнать о чем-то подробно, можно задать вопрос.
ЦЕЛЬ КРЕЩЕНИЯ: Главная цель Крещения за «порогом» нашего материального мира. Если человек приходит ко Крещению с целью улучшения своих земных условий жизни то он увы заблуждается.
В какого Бога мы веруем?
За тысячелетия человеческой истории люди поклонялись (и, увы, поклоняются) т.н. богам. Происходит это от стремления человеческой природы к общению с Богом, как говорил Тертуллиан: «Каждая душа христианка». Язычество же происходит по причине отсутствия истинных знаний о Боге.
Христиане поклоняются Единому Истинному Богу, и больше никому и ничему. Он един и проявляется в Трех Ипостасях. Церковь называет их Отец, Сын и Святой Дух.
Учение Церкви о Боге кратко изложено в одной из самых известных молитв «Символе Веры». Эта молитва читается крестными родителями во время оглашения (часть чинопоследования таинства крещения) ребенка. И подразумевает, что крестные знают о чем читают, тем самым излагая свою веру в Бога.
Сегодня мы сталкиваемся с тем, что крестные родители совершенно не понимают «Символа Веры», они должны читать его наизусть, а на деле даже с листа прочитать затрудняются. Это показывает нам, что они видят эту молитву впервые здесь в момент совершения таинства.
СИМВОЛ ВЕРЫ:
Объяснения
Подобает бо (надлежит) тленному сему облещися в нетление и мертвенному (смертному) сему облещися е безсмертие (1 Кор. 15,53).
Обязанности крестных родителей:
Вера и дела (особенно для крестных родителей)
Что значит воспитание крестников. Прежде всего, здесь предполагается обучение крестных детей правильной вере в Бога. Мы часто пытаемся детям рассказать о чем-то хорошем. Но сами этого не исполняем. Разве мы можем ребенка научить трезвому образу жизни, поучая его, грозя пальцем правой руки, наливая левой пиво себе в бокал, или как может отец говорить сыну: «НЕ КУРИ» при этом гася свою сигарету в пепельнице.
Прежде всего, мы хотим детей научить верить в Бога! Как же мы это можем сделать. Из вышеприведенных примеров мы делаем заключение: Если мы сами не будем исполнять то, чему учим, мы никогда своих детей не научим этому. То есть мы можем детей научить вере только собственным примером.
Следует различать веру в Бога от согласия с тем, что Бог есть. Действительно верующим можно назвать только того, кто в повседневной жизни прилагает усилия к тому, что бы жить по заповедям Божьим; т.е. совершает конкретные дела. «Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иакова 2:18-20)
Основными делами благочестия можно назвать МОЛИТВА, ПОКАЯНИЕ, ПРИЧАСТИЕ, тем более, что без них невозможно бороться со своими страстями и искушениями. Вот этим то делам в основном и нужно крестным учить своих крестников (особенно своим примером).
ЧТО ДЕЛАЮТ КРЕСТНЫЕ РОДИТЕЛИ В ТАИНСТВЕ!?
1. МОЛИТВА: общение, разговор с Богом, нужно заметить, что это не вычитывание текстов наподобие заклинаний, но искреннее, осознанное общение с Богом. Надо понимать, что мы говорим ко Творцу и вместе с тем к Другу, и Он слышит нас, как тех кого Он любит.
К рекомендациям можно отнести необходимость для каждого христианина иметь молитвослов. Но критерий это осознание того, о чем молишься. Молитвослов это сборник опыта молитв тех людей, которые всю свою жизнь посвятили этому – святые Православной Церкви. Вот их опытом мы и пользуемся. Но пользуемся не бездумно, а разумно.
2. ПОКАЯНИЕ: Это одно из семи великих Таинств Православной Церкви. Исповедь это уникальная возможность получить прощение за свои грехи уже здесь на земле. В покаянии мы получаем благодать Святого Духа, опаляющую и очищающую нас от наших грехов. Получаем только в том случае, если мы от чистого сердца раскаиваемся в своих согрешениях и обещаем Богу стараться их исправлять. Еще Иоанн Креститель говорил в проповеди своим слушателям: «Сотворите же достойные плоды покаяния...» (От Луки 3:8). Плоды покаяния в данном случае дела, дела которые мы творим вместо своих согрешений. К примеру: обидели мы кого-то, покаявшись в этом, необходимо пойти и попросить прощения у этого человека. Взяли что-то без разрешения, покаявшись в этом необходимо пойти и вернуть на место, а если израсходовали вещь без остатка, то надо подарок равноценный передать этому человеку. И так далее, каждый совершенный грех мы стараемся заменить этому греху противоположным добрым поступком.
В этом то и заключатся сущность Таинства Покаяния – глубокая нравственная работа над своими ошибками и исправление их.
3. ПРИЧАСТИЕ: Хочу сразу сказать, что в церковной жизни присутствуют разные события и действия, и все они стоят в определенном порядке значимости, так вот самое значительное из них это ТАИНСВО ЕВХАРИСТИИ или ПРИЧАСТИЕ. Некоторые святые отцы говорили, что Таинство Преосуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господа есть Таинство выше чем событие сотворения мира. Причастие это кульминация церковной жизни. Все остальные богослужения есть дорога или приготовление христианина к этому. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». / Иоан.6:54/ Из этой цитаты мы можем видеть, что регулярное причастие Тела и Крови Спасителя ведет нас к воскресению после смерти.
Более того можно сказать прочитав следующую цитату. Причасти ведет нас к непосредственному единению с Богом. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». /Иоан.6:56/
Принимая причастие с искренней верой и покаянием человек соединяется с Богом, освящается Им, получает силы от Него бороться со своими грехами и страстями. Другими словами если человек хочет жить по христиански ему необходимо причащаться.
ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ – НЕЗНАНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ.
Прежде всего, следует, отметит, что мы с вами живем в православной стране. Большинство наших сограждан считают себя православными. Но что происходит с нами, когда мы заходим в храм. Мы ведем себя здесь будто мы пришли на экскурсию. А ведь мы заходим в дом своего Отца – Бога. В доме своих родителей мы ведем себя уверенно, знаем что, где находится. В храме же мы ведем себя зачастую, как гости впервые перешагнувшие через порог. Вот, что самое страшное мы чужие в храмах, а ведь мы дома у ОТЦА своего.
Одна из главных проблем современного православия – потребительсво.
Мы приходим к Богу не для того чтобы стать лучше, стать ближе к нему, а лишь только за тем, чтобы выпросить что-нибудь у Него.
ЦЕЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ не в земном счастье, а в счастье в вечной жизни, жизни после смерти.
ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ: каждый христианин помнит о смерти физического тела, которой не избежать никому. Большой ошибкой является скрывать от детей знание о смерти. Христианская жизнь основана на подготовке души к смерти, к встрече с Богом. Живя в вере и покаянии, человек избегает смерти духовной – он обретает жизнь вечную в Царстве Небесном.
Если для поддержания физической жизни необходимы хлеб и вода, то для поддержания духовной жизни необходимы молитва и Причастие. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. /Иоанн 6:53/ Смерть для христианина не черная дыра, а начало новой жизни в Боге, которому мы и стремимся всю физическую жизнь.
Лекцию подготовил:
прот. Андрей Суриков
кандидат богословия.