Задать вопрос

  
05 Июнь 2013

Ольга спрашивает:
Здравствуйте о.Андрей. Сегодня с мужем нашли лежащую на земле иконку Спасителя. Подобрали и оставили ее в машине. У меня вопрос: как необходимо поступать с подобными находками (иконками, крестиками и т.п.)?
Заранее благодарны.

прот. Андрей Суриков. отвечает:
Православный христианин не может допустить, что-бы святыня попиралась на земле. Икону или крестик необходимо поднять, омыть от грязи и пыли. По желанию можно освятить в храме.
прот. Андрей к.б.

19 Май 2013

Юрий спрашивает:
На праздники очень много людей, и есть ли планы на эти дни, в теплое время, расставить шатер или навес, для проведения службы в нем. С епархией же это можно согласовать, это же не нарушение канонов?

прот. Андрей Суриков. отвечает:
Служба в шатре не нарушает канонов, можно вспомнить хотя-бы ветхозаветную скинию. Вопрос в шатре. У вас есть подходящий шатер, и вы можете его пожертвовать храму?
С уважением прот. Андрей к.б.

05 Май 2013

Зинаида спрашивает:
Христос Воскрес! Батюшка подскажите на могилах можно ли оставлять неосвященные куличи и крашенные яйца?

прот. Андрей Суриков. отвечает:
Кому вы собираетесь оставлять пусть даже не освященные куличи и яйца? Кто их будет употреблять в пищу. Разве это не кощунство над пищей. Был в день радоницы на кладбище. Видел как оставленные куличи и яички портятся и киснут на могилках. Разве это благочестивый православный обычай? Пища необходима для живых. Усопшим вы можете помочь если пожертвуете живому человеку эту пищу и попросите его молится за ваших усопших, назвав их имена. Оставлять на могиле можно только зажженную лампадочку, как символ вашей теплящейся молитвы за усопшего.

04 Май 2013

Анна спрашивает:
Здравствуйте, Батюшка Андрей! Мне 28 лет и я до сих пор не замужем. Молюсь Богу о даровании супружества и детей. Общаюсь с православным молодым человеком, но не могу понять благославляет ли Господь супружество с ним. Как разобраться в своих чувствах и понять волю Божью о себе?

прот. Андрей Суриков. отвечает:
Если вы молитесь о помощи Божьей. Вы ее обязательно получите.
Вопросы личного характера возможно обсудить в частном разговоре. Универсального ответа на ваш вопрос нет. Общаясь с вами заочно невозможно дать ответ, рекомендую вам прийти в наш храм и пообщаться со священнослужителем в частном порядке.
прот. Андрей к.б.

29 Апрель 2013

Наталия спрашивает:
Здравствуйте, Батюшка! Скажите, пожалуйста, будет ли в нашем храме Причастие Святых Христовых Тайн во время Пасхального Богослужения?

прот. Андрей Суриков. отвечает:
В нашем храме на протяжении всей его не многолетней истории всегда совершается таинство исповеди и причастия в Пасхальную ночь.

28 Апрель 2013

Галина спрашивает:
Здравствуйте, батюшка. Вопрос касается окунания (купания) в купели со святой водой, например в Задонске или других святых источниках. Обязательно ли это для христианина, я, например, не могу войти в ледяную воду, это значит, что во мне что-то плохое сидит? И если допустить факт присутствия этого плохого, изгоню ли я его постом и молитвой, как Господь говорил?

прот. Андрей Суриков. отвечает:
Вхождение в ледяную воду это вопрос закаливания. А вхождение в ледяную воду святого источника это вопрос веры, если вы с верой и молитвой обращаетесь к Богу за помощью через святую воду, то вы эту помощь обязательно получите. Обязательным эти действия для христианина назвать нельзя. (по желанию)
Сидит ли в вас, что-нибудь плохое (т.е. бес) можно определить вхождением в храм, прикладыванием к мощам святых и кресту Господню. Бес вам не даст совершить подобные благочестивые действия. Изгнание беса процесс тяжелый и по словам Господа, как вы знаете это пост и молитва.

17 Апрель 2013

Елена. спрашивает:
Здравствуйте, батюшка! Христьянину накануне причасти необходимо быть на вечерней службе. Не будет ли грешно, что эту службу христьянин отстоит в другом храме.

прот. Андрей Суриков. отвечает:
Накануне причастия необходимо помолится в храме на вечерней службе, потому, что церковный день начинается с вечера.
Господь в каждом православном храме Один, следовательно можно помолиться в любом удобном для вас храме.

31 Март 2013

Наталия спрашивает:
Здравствуйте, Батюшка! Скажите, пожалуйста, знаю, что христианину нужно в день именин и в день рождения причащаться. А если у ребенка именины с днем рождения отличаются в два дня, в какой из дней лучше причащаться? и второй вопрос - если именины попадают на выходной в приходе, нужно обязательно идти в другой храм, который в этот день работает, или подождать пару дней и пойти в свой приход в рабочий день? Заранее спасибо.

прот. Андрей Суриков. отвечает:
Если такой короткий промежуток между Днем рождения и Тезоименитством, предпочтительнее в день памяти небесного покровителя.
Правильнее всетаки причаститься в этот день, но можно и подождать если есть трудности добраться до другого храма.

28 Январь 2013

Человечек спрашивает:
Здравствуйте, батюшка! В моей семье происходит следующая ситуация: моя мама считает, что скоро умрет. Ей 45 лет. Есть определенные проблемы со здоровьем, как у каждого человека, но "причина" смерти не в этом. Ей снятся умершие родственники, что она примеряет на себя похоронную сорочку, усопшие со светлыми и радостными лицами ее встречают и тд. Я понимаю, память смертную нужно иметь всегда. Но данная ситуация приводит к непониманию в семье. Мама за 5 лет своего воцерковления сильно постарела, жизнь со своими красками и радостью словно перестала для нее существовать. Мне очень больно слышать от самого родного человека слова "я, наверное, скоро умру, потому что мне что-то приснилось". Она не отрицает, что, может быть, эти сны всего лишь игра подсознания, в котором одни мысли о смерти крутятся.
Как воспринимать мамины слова? Права ли она, что постоянно нужно думать о смерти, не отвлекаясь ни на что другое, то, что может радовать человека (не имею в виду нечто материальное, взять хотя бы просто хорошее настроение с утра, когда хочется улыбаться и смеяться)?
Спасибо за проявленное внимание!

прот. Андрей Суриков. отвечает:
Улыбаться и смеяться надо обязательно. Натягивать на лицо унылую маску запрещает Христос даже во время подвигов духовных: (Матф.6:16-18) "16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое "
Судя потому, что ваша мама воцерковляется всего 5 лет, ее можно назвать неофиткой. Для неофитов свойственно налагать на себя некоторые правила церковные в крайней степени, что является духовной ошибкой. Как вы сообщаете, она сильно постарела, что является реакцией на какие-то чрезмерные для нее духовные движения. В данном случае вашей матери требуется консультация духовника. Вообще в Церкви принято любые духовные подвиги и решения принимать с благословения священника.
О сновидениях.
Святые отцы в качестве общего правила запрещают придавать снам какое либо значение и тем более рассказывать их другим, считая их за откровения из потустороннего мира.
Наше оружие это молитва, молитва к Богу обезоруживает лукавого.
Совет: когда снятся усопшие необходимо за них усиленно помолиться, т.е. в нескольких храмах попросить молиться о упокоении за них, совершить ради усопших какие-нибудь жертвы накормить голодного в честь усопшего, помочь нуждающемуся, и опять-же просить их молится за таких-то людей называя их имена. Из духовной практики после таких поминовений усопшие перестают являться во сне.
Душевная жизнь человека не прекращается даже во сне, да она и не может прекратится, только во сне снимается наша воля и вместо обычного сознания появляется глубинное подсознание.
Св. Симеон Новый Богослов: «Чем душа занята наяву, о том она мечтает или философствует во сне»
Святитель Игнатий Брянчанинов: « Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находиться в полном отдохновении...сновидение , само по себе, не может и не должно иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других или какое-нибудь другое значение. Как быть тому, на существование чего нет никакой причины?»
Святитель Игнатий Брянчанинов: «Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним.»
Как видно из высказываний авторитетных святых отцов сновидениям православному христианину нельзя придавать никакого значения.

15 Январь 2013

Paulus спрашивает:
Здравствуйте, хочу обратиться к отцу Андрею. В вашей проповеди неоднократно упоминались довольно известные произведения о Гарри Поттере, причём в настолько негативном ключе, что сам факт их просмотра является тяжёлым грехом. Но стоит ли так демонизировать волшебную сказку только из-за того, что она волшебная. Особенно странно было это слышать в наше время, когда и сам Поттер-бум, и дискуссии о нём остались в прошлом. И немало священнослужителей и религиоведов высказывались о том, что хотя и не стоит сравнивать книги о Гарри Поттере со святоотеческой литературой, тем не менее книги эти по духу своему христианские. Написаны только уже для современного общества, где вторые Хроники Нарнии потонут в пучине обвинений в мракобесии и религиозном фундаментализме. Наличие какого-нибудь волшебства является весьма частым атрибутом детских сказок. И это уже задача родителей, чтобы чадо из таких сказок вынесло не привычку махать веточкой, выкрикивая заклинания, а те ценности и идеалы, которым учат главные герои.
А они ведь учат совсем не терпимости к колдовству. Одна из популярных услуг колдунов - приворот - послужила причиной появления главного злодея книг. И главным оружием Гарри в борьбе с плодом колдовской любви является Любовь настоящая. Ради которой можно идти на смерть, что Гарри в финале и делает. Не говоря уже о таких уроках, как ценность дружбы, умение не судить людей по одёжке, а искать в них лучшие стороны, забота о ближних, особенно о тех, кто не может позаботиться о себе сам. Да и в конце концов Рождество и Пасха отмечаются в Хогвартсе каждый год. Просто в наше время в западной культуре уже нельзя в таких популярных книжках напоминать чьи они, можно только намекнуть. Так стоит ли демонизировать эти книги или же стоит увидетьв них почву для агрессивного миссионерства в современном обществе?

прот. Андрей Суриков. отвечает:
Прежде всего спасибо за вопрос. Очень приятно читать мнение думающего христианина. Вы правы в том, что в этой сказке есть христианские идеалы, а сам Гарри добрый парень. Но видимо вы невнимательно слушали мою проповедь. Суть проповеди заключалась в современном благодушном расположении к магии и оккультизму, на это и был сделан акцент проповеди, а упомянутый вами фильм употреблялся, как пример (один из многих). В ваших рассуждениях есть правда, похвально и то, что вы по христиански стремитесь видеть в вещах только хорошее. Но как священник я не могу не заметить, что фильм помимо добрых идеалов развивает интерес к колдовству. После просмотра подобных фильмов ребенок, да и взрослый уже не чувствует ничего зазорного в произнесении заклинания, прочтении книги по черной магии. Ведь Гарри это делал, и ему плохо от этого не стало, и вон он какой хороший. В большинстве своем мы стремимся быть хорошими, добрыми и это замечательно. Моя задача объяснить, что невозможно оставаться хорошим, занимаясь колдовством. Невозможно христианину быть толерантным к колдунам, ведьмам и другим посредникам бесовской силы, ибо тот, кто с Богом, тот против дьявола. Еще пророком и Боговидцем Моисеем сказано: "жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие" (Втор.30,19) – третьего пути нет ни у человека ни у челвечества. Господь сказал: "кто не со Мною, тот против меня" (Мф. 12,30). Об отношении к колдовству, волхвователям и чародеям много говорится в Священном Писании:
(Лев.20:27) "Мужчина ли или женщина,если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них."
(2Пар.35:20) "После всего того, что сделал Иосия в доме Божием [и как сжег огнем царь Иосия и чревовещателей, и волхвов, и капища, и идолов, и дубравы, бывшие в Иерусалиме и Иудее, чтобы утвердить слова закона, написанные в книге, которую нашел Хелкия священник в доме Господнем, не было подобного ему прежде него, кто обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всею крепостию своею, по всему закону Моисееву; не восстал и после него подобный ему."
(Мал.3:5) "И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев"
(Мих.5:12) "исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя;"
(Откр.21:8) "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая."
Слова цитаты конечно жесткие, но это слова из Священного Писания, которые довольно определенно выражают мнение Церкви ко всем посредникам бесовской силы, как бы они себя не называли. Согласен, что в западной культуре существует страх перед прямым исповеданием христианской веры, но мы в России. Почему мы в православной стране не можем заявить о том, что противно нашей вере?
Невозможно не упомянуть Правила Православной Церкви которые с древности и по настоящее время являются руководством для каждого христианина. Итак правило Святого Анкирского Собора № 24 – "Волхвующие, и последующие языческим обычаям, или вводящие неких в домы свои, ради изыскания волшебств, или ради очищения, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния, по степеням установленным: три лета припадания, и два лета молитв без приобщения святых тайн."
Правило VI Вселенского Собора № 61 – "Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальника (Так назывались старейшие волхвы прим. авт.) или другим подобным, дабы узнати от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетния епитимии. Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадание о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков. Равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов. Закосневающих же в сем, и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из Церкви, как и священныя правила повелевают. Ибо, кое общение Свету ко тьме, якоже глаголет Апостол? Или кое сложение Церкви Божией со идолы? Или кая часть верному с неверным? Кое же согласие Христа с Велиаром?"
Итак, из вышеперечисленного недвусмысленно понятна «совместимость» христианства с оккультизмом. Как бы нам не виделось по нашему человеческому рассуждению, но сочувствие к магии и колдовству не может нести в себе православный христианин. И, к сожалению, те самые христианские идеалы, о которых вы говорите, замечаются многими просматривающими подобные фильмы в последнюю очередь, а как хотелось бы обратного!
Р.S. Да (повторюсь) в фильме есть описанные вами христианские добродетели, но вычленить их может не каждый. Ребенку после просмотра такого фильма нужно прочитать лекцию на тему что такое хорошо, а что такое плохо. Любить, прощать, дружить хорошо, а колдовать, общаться с духами опасно и губительно для духовного здоровья. Каждый ли из православных родителей после просмотра фильма объяснил своим детям: вот дочка посмотри здесь Гарри поступил хорошо по любви, а вот так колдовать нельзя, ибо это общение с силами, губящими человеческую душу?
Надеюсь, вы в моей проповеди не услышали агрессии к кинематографическому искусству, а лишь высказывание в защиту веры против толерантного отношения к магии и оккультизму.