Задать вопрос

- комментарии отключены -

30 Март 2016

Анна спрашивает:
Батюшка,
воевать со стыдом советую не я. К этому призывают Святые Отцы Церкви и все известные мне ныне живущие и почившие православные священники в своих проповедях. Я лишь ссылаюсь на них. От себя я не говорю Вам ничего.

Вопрос Елены трудно истолковать неверно.

К сожалению, мы с Вами говорим о разном.

Да, конечно, не всё, чего стыдится человек - грех, и невозможно знать, грех ли это.
"Если человек не может признаться в грехе, я не знаю, грех ли это."
Это так, но ведь я - не об этом.

Человек объяснил ПОЧЕМУ он не может признаться.

Ведь дело не в том, грех ли это на САМОМ деле или нет. Пусть даже человек ошибается, по незнанию принимая свой не-грех за грех.

Важно другое: человек в своём сознании считает ВОЗМОЖНЫМ(!) стыдиться исповедать при свидетеле ЧТО-ТО, что он САМ для себя СЧИТАЕТ ГРЕХОМ (пусть даже ошибочно.)

Ошибается (если ошибается) он НЕнамеренно, по недостатку знания; а утаивает сознательно. Вот что главное.

Господь же судит осознанные, волевые действия, а не неосознаваемую ошибку, если она имеет место.

Главное - это то, что человек из Вашего ответа понял для себя, что Церковь ДОПУСКАЕТ/считает приемлемым стыд при исповеди, относится к нему снисходительно и с пониманием. А ведь это не так. Вот о чём я говорю, поймите.

Какое же при этом имеет значение - грех ли это истинный или мнимый? Главное - что понял СПРАШИВАЮЩИЙ: если стыдно, можно и "про себя" раскаяться.

Да, священник решит, что есть грех. Но САМ человек со СВОЕЙ стороны должен ПОНИМАТЬ (или хотя бы знать), что при исповедАнии - стыда быть не должно. Вам представилась возможность объяснить это при ответе на вопрос, предостеречь человека от духовной опасности. А вы этого не сделали. ВОТ что было и остаётся мне непонятным.

"Если грешник не признался при священнике, это не значит, что он не покаялся в грехе ... и не получил от Бога прощение ДО исповеди".
Получил, если он собирается и НА исповеди его открыть.
(Мы не говорим об экстраординарных обстоятельствах, когда присутствие священника невозможно и Бог это видит.)

Если прав отец Владимир Бохолдин, говоря, что Бог прощает и до исповеди, и без исповеди, то заблуждаются Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Иоанн Златоуст, прот. Валентин Мордасов и все священники и Святые Отцы Церкви, которые утверждают прямо противоположное.
А именно: Неисповеданный грех (при возможности! его исповедания) не прощается Господом. Более того, если сознательно утаён один грех - недействительна вся исповедь. Следовательно и в Причастии Святых Христовых Тайн такой человек не получает благодатной помощи. (Ведь Христос не действует, как автомат - одинаково для всех.)

Если всё это ПРАВИЛЬНО и Вы СОГЛАСНЫ с этим, то почему Вы не отвечаете в этом духе тому, кто спрашивает о стыде исповедания, тем самым оставляя человека в духовной опасности ?
Вот к чему в конечном итоге сводятся все мои вопросы Вам.

Простите за утомительную дискуссию. Мне важно понять и быть понятой правильно.
С уважением, Анна.
P.S. Можно оставить это сообщение без ответа. На Ваше усмотрение.

иерей Владимир Бохолдин отвечает:
Анна, вы верно заметили, что Христос - не автомат, и именно поэтому ваша логика в духе "утаен один грех - недействительна вся исповедь, ... И в причастии не получит благодатной помощи" несостоятельна. Вы правы насчет стыда и греха, но невозможно и бессмысленно требовать от человека, чтобы он немедленно и самостоятельно поборол этот стыд. Да он его не поборол, но в грехе-то раскаивается! Я этого не вижу, но Бог это видит! А я, как врач, даю практический рецепт. И как любой врач, в конкретном случае я действую исходя из понимания конкретной ситуации, а не пытаюсь прочитать курс лекций по теме или обнародовать свои соображения на этот счет. А в духовной опасности человек всегда, потому что он свободен. Он также под покровом Божиим и водим Духом Святым как христианин.

28 Март 2016

Анна спрашивает:
Батюшка, Ваша позиция мне ясна. Недоумение мое вызвано тем, что фактически Вы ответили Елене следующее:

Ничего страшного, что вы стыдитесь открыть на исповеди свой грех. Стыдитесь и дальше. И спокойно причащайтесь после этого.

(Вы не стали отвечать на уточняющие вопросы, тем самым позволив понимать Ваш ответ именно так.)

Хотя священнослужители и святые отцы Церкви всегда предостерегают от стыда перед священником. Объясняют кем и для чего внушается человеку этот стыд. Что он -ложный и совершенно недопустим и безоснователен. Что, если хочешь получить прощение и силы не повторять его, необходимо изречь его (как бы изблевать из души) на исповеди. Что, несмотря на то что священник отпускает, Господь может сказать "А Я осуждаю". (По словам Феофана Затворника.)

Повторю, что впервые встречаю такую точку зрения у православного пастыря, поэтому так подробно спрашиваю Вас, чтобы исключить неверное истолкование Ваших слов.

Я просто не понимаю, почему батюшка не сказал конкретному спрашивающему человеку, как нужно относится к этой проблеме. Не предостерег от опасности, если он сам обладает правильным знанием.

иерей Владимир Бохолдин отвечает:
Анна!? Вы не поняли вопроса Елены (или я его не так понял?). Вы его стандартизировали. После этого на него нет нужды отвечать Вам: в своих вопросах и ответах Вы правы. Если человек не может признаться в грехе, я не знаю, грех ли это. Не все, чего стыдится человек -грех. Юридически выражаясь, это вопрос квалификации. Обратите внимание, что здесь, несмотря на анонимность, она не называет то, что называет грехом. Второе, если грешник не признался перед священником, точнее, при священнике, это не значит, что он не покаялся в грехе и не исправился от того, что он считает грехом, и не получил от Бога прощение до исповеди. Подчеркиваю, что Бог и без священника может простить Грешника! И в третьих, если ситуация все же стандартная, как Вы ее видите, и что для меня не очевидно, если грешник не будет причащаться, но воевать со своим стыдом, как вы советуете, он лишится благодатной помощи, получаемой через Причащение. Поэтому я советую причащаться.

24 Март 2016

Анна спрашивает:
Отец Владимир, мой вопрос (как и вопрос Елены) был о грехах осознаваемых(!), которые человек не открывает на исповеди в храме по причине стыда перед священником. Ведь это совсем не то же самое, что грех забытый или не осознаваемый как грех. Согласитесь, здесь есть принципиальная разница.

Батюшка, пожалуйста, ответьте предельно конкретно. (Это очень важно.)

Прощается ли человеку грех, который он осознает и раскаивается в душе, но СТЫДИТСЯ открыть на исповеди в церкви? Достигает ли таинство исповеди своей цели в таком случае? Исцеленным ли отходит от аналоя человек, который вопреки призыву "не усрамись и не убойся", из-за стыда не открывает какой-либо грех?

Все-таки ЧТО Вы понимаете под словами "важно именно перед Богом покаяться"? Означает ли это, что на исповеди, если стесняешься, можно не называть этот грех?

У Елены два вопроса, первый из которых был: "что делать, если не можешь признаться в одном грехе (очень стыдно)."
В Вашем ответе прочитывается следующий смысл: если очень стыдно, то на исповеди произносить не обязательно, главное - покаяться именно перед Богом.
(И почему-то не объяснили спрашивающему всю безосновательность подобного стыда.)

А разве исповедь в присутствии священника не есть "именно перед Богом"? А перед кем именно?

Батюшка, вы говорите, что Бог прощает в числе прочих и ИЗ-ЗА СТЫДА не называемые на исповеди грехи.
Простите, но как это соотносится с предупреждением "Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши"?

С уважением, Анна.

иерей Владимир Бохолдин отвечает:
Анна, вы совершенно правы. Если я прозорливый, то вижу утаиваемый грех, и могу о нем спросить, а если нет, отпускаю те, что исповеданы.

22 Март 2016

Анна спрашивает:
Здравствуйте, отец Владимир.
Мой вопрос связан с вашим ответом Елене (20 марта). Елена спросила: можно ли причащаться, если по причине стыда не признаться в грехе на исповеди.
Вы ответили: "Конечно. Важно именно перед Богом покаяться и не повторять этот грех."
Правильно ли я поняла, что вы РАЗРЕШАЕТЕ:
а)не открыть(т.е. утаить)на исповеди в силу стыда осознанный грех
б)причащаться, если из-за стыда человек не называет (скрывает) во время исповеди какой-либо грех ?

Если да, то не противоречит ли это словам, которые произносит священник перед исповедью: "...аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши. Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши."

Тогда зачем нужна исповедь в храме, если было бы достаточно раскаяться ПЕРЕД БОГОМ в душЕ, без свидетеля? (Даже и без повторения греха в будущем).

Все известные мне суждения святых отцов Церкви и священнослужителей по этому вопросу сводятся к следующему: грехи не простятся вам в случае сокрытия их, и из того, что вы, скрывая их ОТ СВЯЩЕННИКА, чрез это являетесь лжецами и перед Самим Богом. И что надо стыдится греха, а не его обнаружения перед священником.

Я никогда не встречала что-либо противоположное этому утверждению.

Поэтому удивлена вашим ответом на вопрос Елены.

Батюшка, разве не враг внушает человеку ложный стыд на исповеди?
Разве возможно получить прощение в грехе (и силы не возвращаться к нему), не открыв его на исповеди??

Не будет ли Причастие в осуждение тому, кто не открыл на исповеди осозноваемый им грех?
И разве не "именно перед Богом" мы каемся на исповеди в присутствии священнослужителя-свидетеля?

Возможно, я неверно истолковала ваши слова.
Пожалуйста, уточните ваш ответ на вопрос "можно ли причащаться, не признавшись на церковной исповеди (по стыду или иной причине) в каком-либо грехе (иначе - утаив его)?
Спасибо. С уважением, Анна.

иерей Владимир Бохолдин отвечает:
Анна, причащаться христианин обязан вне зависимости от того, был ли он на исповеди. Исповедь непосредственно перед причастием для мирян - чисто русский неканоничный обычай, затуманивающий смысл Причащения "во оставление грехов". На исповеди люди часто не признаются в грехах, не осознавая их, стыдясь, забывая, жалея о поступках, которые не являются грехом. Бог это видит и принимает покаяние. Как я могу его не Принять?

22 Март 2016

Наталия. спрашивает:
Здравствуйте батюшка!Подскажите, собороваться можно только после причастия,обязательно всю службу быть или можно подойти с ребенком к причастию и маме пособороваться и скажите на Благовещение можно вкушать рыбу. Спасибо

иерей Владимир Бохолдин отвечает:
Рыбу на Благовещение можно вкушать. Собороваться можно без Причастия. Ребенка можно привести к 9.00, Причастить и самой пособороваться.

20 Март 2016

Елена спрашивает:
Здравствуйте! Скажите,что делать,если не можешь признаться в одном грехе(очень стыдно) и если не говорить о нем на исповеди,можно ли причащаться?

иерей Владимир Бохолдин отвечает:
Конечно, важно именно перед Богом покаяться и не повторять этот грех. Причащайтесь.

16 Март 2016

Лия спрашивает:
Добрый день! В эту субботу воскресенье можно причастить ребёнка? Во сколько подойти? Ребёнку 6 мес

иерей Владимир Бохолдин отвечает:
Да. К 9.00 подходите?

15 Март 2016

Лидия спрашивает:
С великим постом!Ребенок (9 недель) умер во чреве матери,молитву нужно брать и когда?

иерей Владимир Бохолдин отвечает:
Да, подойти в храм, священник с вами помолится. Можно сказать на исповеди.

28 Февраль 2016

Екатерина спрашивает:
Доброго времени суток! Подскажите пожалуйста, в каком храме сейчас служит о.Андрей? Спасибо!

иерей Владимир Бохолдин отвечает:
Отец Андрей Суриков назначен настоятелем в Покровской храм села Хлевное.

24 Февраль 2016

Наталия. спрашивает:
Батюшка здравствуйте. У моей подруги проблема,она познакомилась с молодым человеком,все у них хорошо,только он до нее встречался с девушкой она занимается черной магией и сказала м подруге что сделает ей на смерть и теперь у нее то сердце болит,то высокая температура,то давление низкое и у нее началась паника,говорит что умирает,что делать подскажите

иерей Владимир Бохолдин отвечает:
Регулярно молиться, исповедоваться и причащаться по-чаще: хотя бы раз в неделю, и бесы отступят. Колдуны направляют бесов на людей, но благочестивые христианам они не страшны.