Задать вопрос

  
23 Февраль 2015

Анна спрашивает:
Здравствуйте, отец Андрей. Позвольте еще раз вернуться к теме исповеди. Быть может, Вам известно имя протоиерея Алексея Уминского. У него множество статей и он также автор нескольких книг, в т.ч. одна из последних - о покаянии и исповеди. Возможно Вам, как пастырю, будет интересно прочесть его статью
"Исповедь - проходной билет ко причастию" (ее можно найти в интернете). Не настаиваю на абсолютной правоте отца Алексия, но думаю, что его логика заслуживает внимания и доля правды в его словах есть. Извините за настойчивость.

прот. Андрей Суриков. отвечает:
Перед ответом необходимо привести статью прот. Алексия. далее...

06 Февраль 2015

Анна спрашивает:
Простите батюшка за мой невольный грех который Вы увидели в моем вопросе. На самом деле этот вопрос во время дискуссии так же был задан мне, мы привыкли воспринимать это как должное, но хотелось узнать обоснование. Начав читать и изучать ответы поняла, что даже в церковной среде мнения расходятся. Ваша правда, что не нам толковать ветхозаветные заповеди и Священное писание, а высказывание о женщине прикоснувшейся ко Христу которое я привела в вопросе упоминается в ответе святителя Григория Двоеслова:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ставить ей в вину то, что дано от природы, и от чего она страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее (Мф. 9;20). Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?.. Раз женщина, коснувшаяся в своей недужности одежды Господней, была права в своем дерзновении, почему то, что было позволено одной, не позволено и всем женщинам, страдающим от слабости своей природы?

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать таинство святого причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха... И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества... Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание налагается с большей осторожностью… Раз никакая еда не испортит того, чья душа не подвержена порче, почему должно считаться нечистым то, что у чистой душой женщины исходит от ее естества?»

Еще раз прошу простить меня и благодарю Вас за подробный ответ.

прот. Андрей Суриков. отвечает:
Я знаком с мнением святителя Григория. Мне оно понятно.
После вашего вопроса, заинтересованный мнением православных женщин, я задал вопрос нескольким прихожанкам.
Необходимо ли им причащаться во время месячных? На что женщины разных возрастов примерно одинаково ответили. Нет нужды причащаться во время месячных. Современное положение традиции Церкви их устраивает и не мешает благочестивому пребыванию в лоне Церкви.
Скажу более, в моей пастырской практике была одна прихожанка страдавшая непрекращающимися месячными в виду болезни. Изучив каноническую традицию Церкви я ей благословил причащаться, ради спасения души и здравия физического тела.
Но опять повторю, не вижу острой необходимости здоровым женщинам злоупотреблять этими послаблениями, тем более, что упоминаемый вами святитель Григорий соблюдение этой традиции вменяет в ей в праведность.
"Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально..."

06 Февраль 2015

Лия спрашивает:
Спасибо за такой развернутый ответ. Исповедь и причастие после Литургии? Или нужно подойти до Литургии?

прот. Андрей Суриков. отвечает:
Если у вас есть желание исповедоваться вам нужно просто решиться прийти на богослужение.

03 Февраль 2015

Лия спрашивает:
Исповедь общая или можно пройти исповедь частную?

прот. Андрей Суриков. отвечает:
В нашем храме во все дни практикуется частная исповедь. Единственно, что в будни когда служит 1 священник она может быть ограничена временными рамками.
В воскресные дни, когда в нашем храме исповедуют 2 священника вы можете без временных ограничений пройти частную исповедь и пообщаться с батюшкой.

02 Февраль 2015

Анна спрашивает:
Здравствуйте батюшка!
Если можно объясните пожалуйста почему женщина в некоторые дни месяца и в течение 40 дней после родов считается "нечистой" и ей запрещено принимать участие в Таинствах?. Ведь даже в Евангелие сказано, что женщина страдающая кровотечением прикоснулась к одежде Господа в надежде на исцеление? Разве можно считать естество, посланное женщине природой и Господом "нечистотой"? А тем более после родов, получается она дала жизнь новому человеку и этим осквернилась?

прот. Андрей Суриков. отвечает:
Действительно на первый взгляд эти правила кажутся неуместными, но это только при поверхностном рассмотрении.
Начнем с библейских свидетельств о ритуальной чистоте. Левит 15 глава. 1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
2 объявите сынам Израилевым и скажите им: если у кого будет истечение из тела его, то от истечения своего он нечист.
3 И вот [закон] о нечистоте его от истечения его: когда течет из тела его истечение его, и когда задерживается в теле его истечение его, это нечистота его;
Т.е. по данному тексту любое истечение из тела делает человека нечистым, в том числе и мужчину. Надо сказать, что церковные правила и мужчине с кровотечением запрещают входить в храм. Но сейчас не об этом.
Подробнее-
19 Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера;
(Лев.15:19)
Тексты Священного Писания не нам третировать или подвергать сомнению их справедливость. В 12 главе книги Левит мы читаем следующее:
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста;
3 в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его;
4 и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее.
Каноны Церкви: 2-е правило свт. Дионисия Александрийского (III в.) гласит: "О женщинах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть вернии и благочестивии, находясь в таком состоянии, дерзнули приступить к Святой Трапезе или коснутися Тела и Крови Христовой".
Ваше высказывание о женщине прикоснувшейся ко Христу понятны но неуместны.
Сегодня в Церкви больным людям, в том числе и женщинам страдающим кровотечением, ради исцеления допускается причащаться. Также священник не откажет в причастии тяжело болящей или умирающей женщине даже находящейся в периоде сорокадневного очищения.
Следует понимать, что все ветхозаветные заповеди касательно очищения, носят характер заботы о здоровье человека. Объявление же женщины нечистой гарантировало ей в течении сорока дней освобождение от всех забот и труда, и посягательств мужа на близость, т.е. давалось время восстановить свое здоровье. Если вы посмотрите современные рекомендации врачей-гинекологов то увидите примерно такие же сроки (6 недель воздержания). Подумайте только о разумности этих правил, когда организм женщины ослаблен, когда высока вероятность инфекции, о той же самой инфекции каких нибудь 150-200 лет тому назад еще никто и не знал.
Касательно молитв, прошения о здоровье или благодарения никто не воспрещает. Уж тем более никто не принижает этим достоинство женщины. К сожалению в тоне вашего вопроса мне видится отголосок гордыни, ущемленного феминизированного самолюбия. Позволю себе напомнить, что даже Пресвятая Богородица соблюдала правила ритуальной чистоты.

01 Февраль 2015

Лия спрашивает:
Здравствуйте, батюшка!Интересует таинство исповеди и причастия в вашем храме! По каким дням, в какое время! Спасибо за ответ.

прот. Андрей Суриков. отвечает:
Исповедь в нашем храме проводится соответственно расписанию, ежедневно, кроме понедельника (если нет праздника).
Напоминаю, что взрослому перед причастием необходимо вечером быть на богослужении. Потому, как церковный день начинается с вечера.

31 Январь 2015

Марина спрашивает:
Здравствуйте батюшка.
В свое время Патриарх Московский и Всея Руси Алексий призвал духовенство отказаться от установления платы за различные требы в церкви. К чему я это пишу и заранее прошу меня простить если мой вопрос покажется Вам некорректным- недавно заехала помолиться в Ваш храм, зайдя в церковную лавку как обычно решила заказать требы за здравие родных и близких. Семья то большая, больше 10 человек и честно говоря была немножко удивлена, в основном по городу в храмах это обходится 30-50 руб. (10 человек), в Вашем храме 30 руб-за одного человека. Признаться, что это дорого конечно стало стыдно (вроде на паперти не стою и не пенсионерка еще, но бюджет от зарплаты до зарплаты), но с другой стороны для пенсионеров и многодетных семей это уже по нынешним временам достаточно существенная сумма. Я понимаю, что нужно строить храм, но может сделать отдельный сбор жертв на это Богоугодное дело, да и если плату на требы снизить то их больше станет и за счет этого компенсируется разница?

прот. Андрей Суриков. отвечает:
Да действительно мы до сих пор помним пожелания покойного святейшего.
В нашем храме нет установленных цен за требы, есть только просимые пожертвования. Более того мы никогда не отказываем тем у кого нет возможности пожертвовать. В нашем храме у вас примут записочку и без денег, если вы попросите об этом.
Далее следует отметить - Особым епархиальным собранием установлены одинаковые пожертвования для всех городских храмов.
В вашем вопросе спутаны требоисполнения, а именно обедня общая и заказная. Общая обедня считается за 10 имен и мы просим пожертвовать за нее 50 руб. Обедня заказная действительно жертвуется 30 р. у нас, как и во всех храмах города.
В подтверждение привожу таблицу просимых пожертвований за требоисполнения, которая находиться в церковной лавке.
Еще раз могу сказать о снижении пожертвований, на котором вы настаиваете. Мы совершаем бесплатно все богослужения для тех у кого нет возможности пожертвовать!

27 Январь 2015

Анна спрашивает:
Здравствуйте батюшка!
Скажите, можно ли сдать квартиру человеку, который настаивает на её повторном(!) освящении? (Вразумления о профанации чина освящения не действуют.) Не будет ли это МОИМ грехом, если с моего позволения моя квартира будет освящена вторично (а, возможно, в последствии, и в третий раз)?
Спасибо за ответ!

прот. Андрей Суриков. отвечает:
Строго говоря освящение квартиры это не магический ритуал, не панацея от всех бед. Это испрашиваемое благословение на жизнь (благочестивую жизнь) конкретных людей в конкретном месте. Следовательно новые люди могут для себя испрашивать это благословение (освящение кв.).

18 Январь 2015

А. спрашивает:
Здравствуйте о. Андрей. Недавно посмотрев фильм Форпост про архимандрита Лонгина осталась под сильным впечатлением. Человек усыновивший и взявший под опеку почти 400 детей, большинство из которых тяжело больны достоин искреннего и глубокого Уважения. Хотелось бы узнать, где у нас в России при церквях и монастырях есть такие детские приюты (если есть).? И еще в этом фильме говорится о 8-ми исцелившихся по милости Божьей детей от ВИЧ-инфекции. Наблюдались ли такие случае в Липецке, т.к. я знаю, что Вы милостью Божьей помогаете людям с таким диагнозом. И еще, повлияла ли ситуация на Украине на отношения между священнослужителями двух стран? Спасибо!

прот. Андрей Суриков. отвечает:
Здравствуйте. Фильм об Архимандрите Лонгине не сподобился увидеть.
О детских приютах, извините не могу дать справки. Такой информацией не обладаю.
Да я действительно окормляю ВИЧ-инфицированных. О случаях совершенного исцелени я среди своей паствы не могу рассказать, но среди них есть люди по милости Божьей много лет (10 и более) живущих с диагнозом, создающих семьи, рожающих здоровых детей.
В нашей епархии среди священнослужителей есть много выходцев с Украины, мы благополучно общаемся, и никаких изменений в нашем общении не наблюдаю.

08 Декабрь 2014

Саша спрашивает:
Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, правда ли, что после ремонта дома (даже после банальной переклейки обоев) его нужно вновь освящать?
Заранее спасибо за ответ.

прот. Андрей Суриков. отвечает:
В обновленном (отремонтированном) жилище, разрешается повторное совершение чина освящения, но это освящение не является обязательным. Переклейка обоев вас не принуждает вновь освящать дом.