Вера спрашивает:
Добрый день!
Хочу поинтересоваться, есть ли в вашем храме икона св. мученику Уару? Недавно я потеряла ребенка (был выкидыш на сроке 5 месяцев). Я знаю, что нельзя поминать в церкви детей, умерших некрещенными. Но читала о том, что можно молиться этому святому о помиловании некрещенных людей и детей. Дома я читаю молитву св. Уару, но мне очень хотелось бы делать это в церкви. Или может, вы сможете подсказать мне, как правильно молиться в данном случае? Что еще я могу сделать для дочки, кроме домашней молитвы?
прот. Андрей Суриков. отвечает:
Здравствуйте.
По канонам Церковным подавать записку на богослужение за некрещеных людей нельзя.
Но вы лично в праве подойти к иконе и помолиться за своего некрещеного младенца.
В нашем храме есть икона мученику Уару. Сожалею вашей тяжелейшей утрате. Младенцы находятся в ангельском образе. Как вы знаете до 7 летнего возраста детей даже не исповедуют.Вопрос о помиловании здесь не стоит. Тем более вины младенца, да и вашей прямой вины в этом случае нет. Мы уповаем, что безвинные младенцы, по любви Христовой к детям, наследуют Царствие Небесное.
Заупокойная молитва в храме предполагает прошения о прощении грехов. Упоминания младенцев не успевших согрешить в этих прошениях нелогичны.
По истории жития мученика Уара мы можем сказать, что этот святой имеет опыт молитвы за некрещеных. Поэтому к этому святому мы можем обращаться с прошениями о поминовении усопших некрещеных людей.
К вопросу о том, что вы можете сделать для вашей усопшей дочери. Вы можете в ее честь помогать любым нуждающимся детям. Детям инвалидам, сиротам, даже соседским детишкам. И ваша помощь совершенная с определенной целью обязательно Богом будет видима.
Paulus спрашивает:
Благословите, отец Андрей.
Врач назначил мне диету №5. В частности она позволяет употреблять нежирное мясо и рыбу, но запрещает употребление грибов, бобовых и орехов, служащих во время поста основными заменителями животного белка (в остальном данная диета более или менее совпадает с постным уставом). В связи с этим вопрос: следует ли накладывать дополнительные ограничения в пище во время поста или достаточно соблюдать диету?
Второй вопрос: полезно ли будет во врем поста заняться каким-нибудь трудом, преследуя помимо результатов труда борьбу с праздностью и леностью?
прот. Андрей Суриков. отвечает:
Вопрос о послаблении поста (даже по болезни) решается с духовником в личной беседе, по благословению духовника вы можете позволить оговоренные послабления поста.
Трудом безусловно полезно заниматься, особенно для борьбы с праздностью. Только труд должен соответствовать вашим способностям и физическим возможностям.
Светлана спрашивает:
Благословите, отец Андрей.Как готовится к причастию с 07.01 по 19.01. Спаси Господи!
прот. Андрей Суриков. отвечает:
Время святок время праздника. Строгий пост только в Навечерие Рождества Христова и Богоявления. В остальные дни рекомендуем держать пост один день перед причастием. Молитвенные правила вычитываются по обычаю. Исповедь готовим, как всегда заранее.
Paulus спрашивает:
В связи с появлением в храме иконы "Плач Иисуса Христа о невинно убиенных младенцах" отец Александр регулярно напоминает прихожанам о необходимости каяться за совершение абортов. Вместе с тем он призывает каяться и использующих противозачаточные средства супругов, так как это грех, приравнивающийся к аборту. Если по первому положению никаких возражений нет, то второе вводит в смущение. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви принятые Архиерейским собором в 2000 году, не дают такой однозначной и жёсткой оценки, разграничивая весь спектр существующих противозачаточных средств на две группы:
"Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя."
Понятно, что рождение детей подразумевается в браке и "Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом." Но словосочетание "планирование семьи" не всегда является ругательством и оправданием эгоизма, особенно в стесненных условиях современных городов. Тем более, что неабортивные противозачаточные средства не могут помочь человеку противиться воле Божией в плане деторождения, поскольку ни одно из них не даёт 100% гарантии. Поэтому возникает вопрос, не введёт ли несколько категоричное суждение в смущение многих людей, не оставляя им выхода в семейной жизни кроме вариантов воздержания или рождения множества детей? И что ещё хуже, не подумают ли люди, что раз между резиновым изделием №2 и абортом нет никакой разницы, то не всё ли равно какой грех совершать, если приспичило?
прот. Андрей Суриков. отвечает:
Прежде всего спасибо за грамотно составленный вопрос.
Да действительно Основы социальной концепции РПЦ не дают такой категоричной оценки. Более того применение неабортивных противозачаточных средств допустимо с благословения духовника, учитывающего физическое здоровье, социальное и нравственное состояние духовного чада. Как например если один из супругов проходит химиотерапию сильнодействующими препаратами. Или имеет другие веские причины влекущие за собой тяжелые последствия.
В данном случае слова о. Александра следует понимать, как предостережение от абортивных противозачаточных средств. Возможно следовало бы разграничить два вида противозачаточных средств. Но возможно это бы привело к большему смущению, не так хорошо религиозно образованных христиан.
С уважением прот. Андрей к.б.
Вера спрашивает:
Благословите, отец Андрей. Поясните, пожалуйста, можно ли во время поста приносить цветы в храм? Какие цветы, например, уместно принести Богородице, а какие Спасителю? Может есть какой-то церковный этикет? Спаси Господи!
прот. Андрей Суриков. отвечает:
Специфика церковного этикета связана прежде всего с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни верующего человека, - с почитанием Бога.
Что касается цветов приносимых в определенные праздники, или цветов подносимых к выбранному образу Христа, Божьей Матери или святых сообразуется с установленным в литургической жизни цветом богослужебных облачений.
Всякий, кто хотя бы раз присутствовал на православном богослужении, непременно обращал внимание на красоту и торжественность облачений. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, средством воздействия на чувства молящихся.
Цветовую гамму облачений составляют все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; их совокупность - белый цвет, и противоположность последнего - черный. Каждый цвет усвоен определенной группе праздничных или постных дней.
Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, символ Божественного нетварного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения; в них начинается Пасхальная утреня. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений.
Красный цвет, вслед за белым, продолжает богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также - цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.
Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням, как дням Господа - Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников - пророков, апостолов и святителей.
Зеленый цвет - слияние желтого и голубого. Он принят в дни преподобных и свидетельствуют о том, что их монашеский подвиг оживотворил человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой) . В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в Вербное Воскресение, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа.
Голубой, или синий - цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это - цвет неба, он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе.
Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный - цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо.
Черный или темно-коричневый цвет наиболее близок по духу дням Великого Поста. Это символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.
Вера спрашивает:
Благословите, отец Андрей. Моему сыну при крещении дали имя Матфий (матушка заполняя свидетельство о крещении сначала написала имя Матфей, но священник, совершавший таинство крещения ,сказал исправить на Матфий в честь ап. от 70-ти). Когда я заказываю проскомидию о здравии, сына все время записывают под именем Матфей, говоря что это одно и то же. Но я постоянно в смятении, ведь св.ап.Матфий и св.ап. и евангелист Матфей - два разных человека. О.Андрей, разъясните, пожалуста, нужно ли настаивать на правильном написании имени? Спаси господи!
прот. Андрей Суриков. отвечает:
Здесь все просто. Следует обратиться к журналу ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ - есть в каждом храме.
На последних страницах есть список имен.
Матфей (в переводе с еврейского) Божий дар.
Матфий (в переводе с еврейского) Богодарованный.
Как видите имена очень похожи в произношении и в значении. Но все-таки православная традиция их не отождествляет, а разделяет, тем более, что каждому имени соответствует свой список святых. Следовательно и вы в праве требовать написания такого, какое указано в вашем свидетельстве о крещении.
Марина спрашивает:
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в какое время и в какие дни можно причастить грудного ребенка?
прот. Андрей Суриков. отвечает:
В нашем храме, после литургии мы оставляем Кровь Христову для причащения младенцев.
В то время, когда священник в храме вы можете причастить младенца.
Т.е. утром с 7:30 - 9:30, вечером 16:45 - 18:00, это примерное время богослужений.
Л. спрашивает:
Обязательно ли девушке хранить невинность до брака?
прот. Андрей Суриков. отвечает:
Мораль современного общества такой грех, как блуд вообще за грех не считает.
В христианстве блуд это смертный грех, т.е. тот грех за который человек может лишиться возможности спасения своей души.
Сохранение невинности до брака - показатель непричастности к этому смертному греху.
Девушке необходимо хранить невинность до брака. Необходимость эту многие современные мамы осознают слишком поздно. КОГДА БОЛЕЮТ ДЕТИ. Ребенок до 7 лет признается Церковью невинным. Если он неповинен, так за что расплачивается болезнью.
Как это ни прискорбно - за грехи родителей.
Впадая в блуд родители собирают страдания своим детям.
Деян.15:29 "воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будете здравы".
Иуд.1:7 "Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного"
1Кор.5:9 Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками;
Елизавета спрашивает:
Как церковь относится к браку людей разных религий,то есть христианина и человека другой религии?
прот. Андрей Суриков. отвечает:
Ответить на подобный вопрос однозначно тяжело.
Дело в том, что верующему человеку трудно жить с тем, кто не разделяет его духовных устремлений.
Еще в Священном Писании Ветхого Завета Господь предостерегал от подобных браков, потому, что в них появляется искушение отойти от поклонения Истинному Богу.
14 ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель.
15 Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
16 и не бери из дочерей их жен сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.
(Исх.34:14-16)
Из практики своего духовного руководства могу сообщить, что вопрос веры в семье рано или поздно поднимается и под час очень остро. Поэтому Церковь негативно относиться к браку с инославными.
Более того, как Церковь может благословить такой брак если в таком случае невозможно Таинство Венчания.
Сожительство же в блуде Церковь не благословляет.
vera спрашивает:
мой папа болше 30 лет назад покончил жизнь самоубиством,я поминаю его словами"сотвори,Господи,ему вечную память".Мама говорит что за самоубийц не молятся-ето грех.. но ведь за него никто все 30 лет не молился.. грехи чревоугодия,блуда и пьянства ,а отсюда гнева и злобы-я была еще крохой,в последнюю ночь:"я не могу болше,ухожу дочь,прощай..." как молится ,подскажите ,пожалуста,буду очень благодарна..
прот. Андрей Суриков. отвечает:
За близких родственников (самовольно ушедших из жизни) вы можете молиться самостоятельно. Единственно чего нельзя, заказывать в храме молитву за них.
Оптинские старцы разрешали на келейной молитве поминать даже самоубийц, за которых по 14-му правилу Тимофея Александрийского не может быть приношения в Церкви. Так, преподобный старец Леонид, в схиме Лев, одного из своих учеников (Павла Тамбовцева), у которого отец окончил жизнь самоубийством, так утешал и наставлял: "Вручай, как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней,- по духу добродетельных и мудрых так: "Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего; аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!". Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, и Который смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостию - ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: "Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно". Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?"Первый великий старец Оптинский иеромонах Леонид, в схиме Лев. Шамордино, 1917. С. 181-182